Установление компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, за исключением инвалидов с детства I группы, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет, регулируются Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".

В случае выхода на работу гражданин, осуществляющий уход, обязан самостоятельно в течение 5 дней известить об этом территориальный орган Пенсионного фонда РФ и отказаться от получаемой компенсационной выплаты. В противном случае ему придется вернуть в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не законно полученные денежные средства.

Право на ежемесячную компенсационную выплату имеют неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами. Компенсационная выплата устанавливается неработающим трудоспособным лицам в целях частичной компенсации им заработка в указанный период, так как в течение периода осуществления такого ухода трудоспособные граждане, не имея возможности работать, остаются без источника средств к существованию. Пенсионеры и лица, получающие пособие по безработице, права на компенсационную выплату не имеют, поскольку уже являются получателями социального обеспечения в виде пенсии или пособия по безработице, установленных им в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода.

Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином и в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Компенсационная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение периода ухода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Для назначения компенсационной выплаты необходимы следующие документы:

заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;

заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за ребенком-инвалидом либо лицом, признанным в установленном порядке недееспособным, такое заявление подается от имени его законного представителя. Ребенок- инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;

справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;

справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;

выписка из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, признанного инвалидом, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;

медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;

заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе;

документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;

разрешение (согласие) одного из родителей или попечителя, или органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время;

справка образовательного учреждения, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;

справка (сведения) о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и трудовой пенсии по старости, выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии".

Право на ежемесячную выплату в соответствии с указанными нормативными правовыми актами имеют неработающие трудоспособные лица: родители или усыновители, опекуны или попечители, а также другие лица. Ее размер с 1 января 2013 г. и до настоящего времени составляет 5,5 тыс. руб. — родителю, усыновителю, опекуну или попечителю, 1,2 тыс. руб. — другим лицам.

Для назначения ежемесячной выплаты необходимы следующие документы:

заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;

заявление законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или заявление инвалида с детства I группы о согласии на осуществление ухода конкретным лицом. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. При необходимости подлинность подписи ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным, такое заявление подается от имени его законного представителя. От родителей или усыновителей, опекунов или попечителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, такое заявление не требуется. В случае подачи заявления законным представителем представляется документ, подтверждающий полномочия законного представителя. В качестве документа, подтверждающего, что законный представитель является родителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об установлении этого факта. В качестве документа, подтверждающего установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством РФ об опеке и попечительстве;

справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;

справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;

выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии, или медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;

документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка, при ее наличии, лица, осуществляющего уход;

разрешение одного из родителей, усыновителя, попечителя и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время. В качестве документа, подтверждающего, что указанное лицо является родителем, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об установлении этого факта. В качестве документа, подтверждающего установление попечительства, принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством РФ об опеке и попечительстве;

справка образовательного учреждения, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;

справка о неназначении ежемесячной выплаты за осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, являющимся получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии;

документы, подтверждающие, что лицо, осуществляющее уход, является родителем или усыновителем, опекуном или попечителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы. В качестве документа, подтверждающего, что лицо, осуществляющее уход, является родителем ребенка- инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об установлении этого факта. В качестве документов, подтверждающих установление опеки или попечительства, принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.

 

Какие выплаты неработающим трудоспособным лицам, ухаживающим за нетрудоспособными гражданами, осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда РФ?