Как отражаются в бухгалтерском учете автономного учреждения получение субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и расходы, произведенные за счет указанных средств?
При заключении договора на строительство объекта капитального строительства государственной собственности автономному учреждению необходимо руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ). В соответствии с П. 1 ст. 78.2 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ государственным автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Принятие решения о предоставлении указанных субсидий из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ, за счет средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13 (П. 2 ст. 78.2 БК РФ). Согласно П. 17 Правил предоставление субсидий на капитальные вложения производится в соответствии с соглашениями, заключаемыми между органами власти как получателями бюджетных средств, предоставляющими субсидии на капитальные вложения, и учреждениями на срок, не превышающий срока действия утвержденных получателю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидию, лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. Операции с субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открытом учреждению в территориальном органе Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством (П. 21 Правил). В бухгалтерском учете доходы автономного учреждения, полученные в виде субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности, отражаются по Статье 180 "Прочие доходы" КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н). Полученная от органа исполнительной власти, осуществляющего в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя, указанная субсидия подлежит отражению в бухгалтерском учете автономного учреждения по коду финансового обеспечения (деятельности) "6" - субсидии на цели осуществления капитальных вложений (П. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При поступлении субсидии на отдельный лицевой счет автономного учреждения в органе Федерального казначейства производится запись по: - дебету Счета 6 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"; - кредиту счета 6 205 80 000 "Расчеты по прочим доходам" (П. 72 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н). Одновременно поступившая на лицевой счет учреждения сумма отражается на забалансовом Счете 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" (П. 365 Инструкции N 157н). Расходы автономного учреждения по оплате договора на строительство объекта относятся на Статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (Указания N 65н). Следовательно, учет расчетов со строительной организацией ведется на счете 6 302 31 000 "Расчеты по приобретению основных средств" (П. 130 Инструкции N 183н). Перечисление аванса подрядчику в бухгалтерском учете учреждения оформляется записью по: - дебету счета 6 206 31 000 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств"; - кредиту Счета 6 201 11 000 (П. 73, 100 Инструкции N 183н). Одновременно на сумму перечисления формируется запись по забалансовому Счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" (П. 367 Инструкции N 157н). Вложения учреждения в объект основных средств отражаются в данном случае по: - дебету счета 6 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения"; - кредиту счета 6 302 31 000 (П. 51, 139 Инструкции N 183н). Зачет обязательства по оплате выполненных работ на сумму перечисленного ранее учреждением аванса оформляется бухгалтерской записью по: - дебету счета 6 302 31 000; - кредиту счета 6 206 31 000 (П. 101, 157 Инструкции N 183н). При погашении задолженности перед подрядчиком в бухгалтерском учете автономного учреждения формируется запись по: - дебету счета 6 302 31 000; - кредиту Счета 6 201 11 000 (П. 73, 157 Инструкции N 183н). Одновременно на сумму перечисления производится запись по забалансовому Счету 18 (П. 367 Инструкции N 157н). На основании утвержденного учредителем автономного учреждения отчета о произведенных расходах за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений учреждением производится запись по: - дебету счета 6 205 80 000; - кредиту счета 6 401 10 180 "Прочие доходы" (П. 96, 178 Инструкции N 183н). Согласно Письму Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013 принятие учреждением к учету по коду финансового обеспечения "4" - субсидии на выполнение государственного задания вложений, произведенных за счет субсидии на осуществление капитальных вложений, отражается следующими бухгалтерскими записями: - по дебету Счета 6 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" и кредиту счета 6 106 11 000; - по дебету счета 4 106 11 000 и кредиту Счета 4 304 06 000. Объект принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной стоимости на основании Акта о приеме-передаче зданий (сооружений) (Ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прав на недвижимость. Указанная операция отражается бухгалтерской записью по: - дебету счета 4 101 13 000 "Сооружения - недвижимое имущество учреждения"; - кредиту счета 4 106 11 000 (П. 23 Инструкции N 57н, П. 9, 53 Инструкции N 183н). Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках учета основных средств (Ф. 0504031) в разрезе материально-ответственных лиц и видов имущества. Инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый объект основных средств (П. 54 Инструкции N 157н). Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в бухгалтерском учете учреждения отражаются расчеты с учредителем в размере балансовой стоимости принятого к учету объекта. При этом формируется запись по: - дебету счета 4 401 10 172 "Доходы от операций с активами"; - кредиту Счета 4 210 06 000 "Расчеты с учредителем" (Письмо Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897, Письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798). Кроме того следует отметить, что в соответствии с Подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг автономными учреждениями в рамках государственного задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия, не признается объектом налогообложения по НДС. Следовательно, в случае предъявления строительной организацией суммы НДС она учитывается в стоимости объекта основных средств (Объекта) на основании Подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ. Субсидии на цели осуществления капитальных вложений относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Таким образом, рассматриваемые расходы автономного учреждения, произведенные за счет средств субсидии, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Согласно Подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Следовательно, объект не является для учреждения амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ.