Новые указания о порядке применения бюджетной классификации РФ

Минфин Приказом N 65н утвердил новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (далее - Указания N 65н). До их ввода в действие учреждения использовали в своей деятельности указания, утвержденные Приказом Минфина РФ N 171н (далее - Указания N 171н). Проанализируем основные изменения, внесенные в новые указания. Кроме того, ознакомимся с проектом изменений, подготовленных к внесению в Приказ Минфина РФ N 65н (далее - проект изменений к Приказу N 65н).

Прежде всего, следует заметить, что Указания N 171н устанавливали правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ, а также правила применения классификации операций сектора государственного управления государственными (муниципальными) автономными и бюджетными учреждениями. В то время как Указания N 65н устанавливают принципы назначения, структуру, порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ.

Принципы назначения кодов бюджетной классификации РФ

Принципами назначения кодов бюджетной классификации РФ являются:

1) принцип единства назначения кодов. Он означает назначение кодов бюджетной классификации РФ на условиях единства для бюджетов бюджетной системы РФ структуры кодов бюджетной классификации РФ, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации РФ, их составных частей, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ.

При формировании кода бюджетной классификации РФ используется единая разрядность (двадцатизначная) для кода классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов и кодов классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

2) принцип стабильности (преемственности) назначения кодов. Этот принцип означает назначение кодов бюджетной классификации РФ на условиях стабильности и (или) преемственности кодов бюджетной классификации РФ отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Минфин, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований при изменения кодов бюджетной классификации РФ, их составных частей, являющихся в соответствии с БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, обеспечивают сопоставимость изменяемых и (или) вновь вводимых правовыми актами указанных органов кодов бюджетной классификации РФ путем составления и размещения на своих официальных сайтах в сети Интернет таблиц соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации РФ.

В случае реорганизации органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, органа местной администрации, государственного (муниципального) учреждения или его ликвидации присвоенный ему код главы (код главного распорядителя бюджетных средств, код главного администратора доходов бюджетов) может быть использован в бюджетной классификации РФ не ранее чем через пять лет с года, следующего за годом реорганизации (ликвидации) участника бюджетного процесса;

3) принцип открытости назначения кодов. Данный принцип означает открытость бюджетной классификации (перечня кодов бюджетной классификации РФ, правил их установления и применения) для всеобщего ознакомления.

Правовые акты, регулирующие вопросы применения бюджетной классификации РФ, а также таблицы соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации РФ являются публичными и размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов власти, принявших указанные правовые акты.

При этом присвоение правовым актам РФ (субъектов РФ), муниципальным правовым актам (их составным частям), регулирующим вопросы применения бюджетной классификации РФ, а также присвоения отдельным показателям бюджетной классификации РФ (кодам и (или) их наименованиям) грифов ограничения доступа к информации (степеней секретности), не допускается.

Введение кодов бюджетной классификации расходов бюджетов для отражения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов, информации по которым присвоен в соответствии с законодательством РФ гриф секретности, включая наименование закона, иного нормативного правового акта, договора или соглашения, в соответствии с которыми возникает расходное обязательство, а также наименования государственных программ, подпрограмм и (или) мероприятий, осуществляется Минфином, финансовыми органами субъектов РФ на основании обращения органа государственной власти, по решению которого информация отнесена к государственной тайне, содержащего указания на возможность включения соответствующего наименования в состав открытой информации, а в случае отсутствия таковой - модифицируемые наименования направлений расходов (целевых статей расходов бюджетов), отражающих экономическое содержание модифицируемой информации и позволяющих включить указанные наименования в состав открытой информации.

Структура кода классификации доходов бюджетов

Структура кода классификации доходов бюджетов, являющаяся единой для бюджетов бюджетной системы РФ, по-прежнему состоит из 20 знаков.

Структура кода классификации расходов бюджетов

Структура кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы РФ и также состоит из 20 знаков. В Указаниях N 65н в отличие от Указаний N 171н подробнее представлена разрядность составляющих частей кода классификации расходов бюджетов:

- код главного распорядителя бюджетных средств (1-3 разряды);

- код раздела (4-5 разряды);

- код подраздела (6-7 разряды);

- код целевой статьи (8-14 разряды);

- код вида расходов (15-17 разряды);

- код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (18-20 разряды).

Применение классификации операций сектора государственного управления

Состав групп классификации операций сектора государственного управления не изменился. Остановимся на отдельных из них, в которых произошли изменения.

Группа "Доходы". Данная группа детализирована статьями 110-180 КОСГУ, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам.

В соответствии с Указаниями N 65н детализация доходов аналогична детализации доходов согласно Указаниям N 171н.

Однако проектом изменений к Приказу N 65н предлагается внести изменения в текст подстатьи 171. В настоящее время она называется "Доходы от переоценки активов". В свете планируемых изменений ее название поменяется на "Доходы от переоценки активов и обязательств". Сравним текст подстатьи 171 в Приказе N 65н и проекте изменений к Приказу N 65н.

Редакция Приказа N 65н

Редакция приказа об изменениях в Приказ N 65н

На данную подстатью относятся операции, отражающие положительную либо отрицательную курсовую разницу по средствам в иностранной валюте

На данную подстатью относятся операции, отражающие финансовый результат от переоценки активов, в том числе:

- средств в иностранной валюте в виде положительной либо отрицательной курсовой разницы;

- активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях;

- финансовых активов (ценных бумаг, кроме акций, участия в капитале);

- задолженности по предоставленным кредитам, займам (ссудам);

- задолженности по внешним долговым обязательствам

Кроме того, в рамках проекта изменений к Приказу N 65н предполагается статью 170 "Доходы от операций с активами" дополнительно детализировать следующими подстатьями:

- 172 "Доходы от операций с активами". На данную подстатью будут относиться операции, отражающие финансовый результат от операций с активами (основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, материальными запасами). Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья не применяется;

- 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами". На данную подстатью следует относить операции, отражающие финансовый результат от операций по списанию в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности нереальной к взысканию (по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам), а также списание с балансового учета задолженности по принятым обязательствам, невостребованной кредиторами. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется.

Группа "Расходы". Данная группа детализирована статьями 210-260, 290 КОСГУ, в рамках которых группируются операции, относящиеся к расходам.

По сравнению с Указаниями N 171н в Указаниях N 65н в этой группе произошли следующие изменения:

А) из подстатьи 212 "Прочие выплаты" исключены расходы на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам образовательных учреждений, научным сотрудникам. Исключение данных расходов из этой подстатьи произошло в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Пунктом 11 ст. 108 этого закона утверждено, что в установленные на день его вступления в силу оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31.12.2012 года. Исходя из этого, указанные расходы будут отражаться по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ;

Б) на подстатью 221 "Услуги связи" теперь можно относить расходы на оплату услуг связи в целях использования кабельного телевидения;

В) в подстатье 226 "Прочие работы, услуги" формулировка расходов по размещению объявлений в газету и рекламные услуги в Указаниях N 65н заменена на услуги рекламного характера (в том числе размещение объявлений в средствах массовой информации).

Проектом изменений к Приказу N 65н предусмотрено введение новой статьи 270 "Расходы по операциям с активами" с ее детализацией подстатьями:

А) 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов". На данную подстатью КОСГУ относятся операции, отражающие уменьшение финансового результата, связанное с начислением сумм амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов, а также выдачей в эксплуатацию объектов основных средств, в том числе:

- начисление сумм амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов в установленном порядке, в том числе на объекты лизинга;

- передача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда.

Б) 272 "Расходование материальных запасов". На данную подстатью КОСГУ относятся операции, отражающие уменьшение финансового результата, связанное со списанием материальных запасов (израсходованных на нужды учреждения, естественной убыли, а также пришедших в негодность в результате их использования);

В) 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". На данную подстатью КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат, возникший вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе:

- списание основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, материальных запасов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе недостач и потерь, образовавшихся по указанным причинам);

- списание произведенных вложений в объекты незавершенного строительства, уничтоженные в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;

- отнесение на уменьшение финансового результата суммы дебиторской задолженности по расходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (по произведенным авансовым платежам, по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику);

- другие аналогичные расходы.

Предусмотрено, что для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатьи 271, 272, 273 КОСГУ не применяются.

Группа "Выбытие нефинансовых активов". Указаниями N 65н предусмотрено, что данная группа детализирована статьями 410-440 КОСГУ, в рамках которых группируются операции по продаже нефинансовых активов.

Проектом изменений к Приказу N 65н планируется изменить этот текст. В новой редакции он будет звучать следующим образом: данная группа детализирована статьями 410-440 КОСГУ, в рамках которых группируются операции по выбытию нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий.

Кроме того, в этой группе планируется изменить текст статьи 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов".

В настоящее время в тексте данной статьи говорится о том, что в ней отражаются доходы от реализации нематериальных активов.

Согласно планируемым изменениям текст будет изложен в следующей редакции: по данной статье КОСГУ отражаются доходы от выбытия нематериальных активов, в том числе:

- доходы реализации нематериальных активов;

- доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей нематериальных активов.

Изменения, коснувшиеся приложений к Приказу N 65н

Следует заметить, что по сравнению с Указаниями N 171н количество приложений к Указаниям N 65н увеличилось с 8 до 12. Введены следующие приложения:

- перечень видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов;

- перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

- перечень кодов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, главными распорядителями которых являются федеральные государственные органы, центральный банк РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения, с детализацией подвида доходов бюджета;

- перечень кодов источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ по соответствующему виду источников.

Кроме того, произошли изменения в таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления. Рассмотрим их:

Наименование показателя по Приказу N 171н

Наименование показателя по Приказу N 65н

Вид расходов

КОСГУ

Вид расходов

КОСГУ

Код

Наименование

Код

Наименование

110 "Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений"

111

Фонд оплаты труда и страховые взносы

211

213

111

Фонд оплаты труда казенных учреждений и взносы по обязательному социальному страхованию

211

213

112

Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда

212

213

220

262

112 *

Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда

212

213

222

226

262

290

113 **

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда казенных учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий

222

226

290

240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных)

Нужд"

243

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества

220

290

300

243

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества

222

290

310

340

244

Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд

220

263

290

300

530

244

Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд

221,

222,

290,

310,

320,

340,

530

400 "Бюджетные инвестиции"

440

Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества:

310

330

412 ***

Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность

310

330

441

- казенным учреждениям;

442

- бюджетным учреждениям;

443

- автономным учреждениям

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности вне рамок государственного оборонного заказа:

220

290

300

414 ****

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности

224

226

290

310

340

411

- казенным учреждениям;

413

- бюджетным учреждениям;

415

- автономным учреждениям

600 "Субсидии"

610

Субсидии бюджетным учреждениям

241

611

Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

241

612

Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели

613

Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям

620

Субсидии автономным учреждениям

241

621

Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

241

622

Субсидии автономным учреждениям на иные цели

623

Гранты в форме субсидии автономным учреждениям

* Отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, на осуществление командировочных и иных выплат и компенсаций работникам государственных (муниципальных) казенных учреждений, обусловленных их статусом в соответствии с трудовыми договорами, законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, не включенные в фонд оплаты труда, а также на уплату, в установленных законодательством случаях, страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды РФ с указанных выплат.

** Отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, на осуществление предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами и не включенных в фонд оплаты труда, выплат лицам, привлекаемым государственными (муниципальными) казенными учреждениями согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий, в том числе расходы на осуществление выплат:

- физическим лицам, привлекаемым для участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;

- учащимся образовательных учреждений по компенсации стоимости проезда к месту прохождения ими учебной и (или) производственной практики, компенсации стоимости проживания в месте проведения вышеуказанной практики.

*** Отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ по государственным контрактам на приобретение в федеральную собственность объектов недвижимого имущества, заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа, а также по государственным (муниципальным) контрактам на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность.

**** Отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства.