МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
От 18 мая 2016 г. N 02-10-06/28308
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо с просьбой о неприменении до 2018 года бюджетных мер принуждения в случае неисполнения субъектами Российской Федерации, имеющими высокий уровень государственного долга, условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и сообщает.
Применение мер принуждения при несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1 и статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направлено на повышение дисциплины органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2016 года 14 субъектов Российской Федерации имеют долговую нагрузку свыше 100% в объеме налоговых и неналоговых доходов (государственный долг области при этом составил 95%).
Считаем необходимым отметить, что увеличение объема государственного долга у большинства регионов является в основном результатом бюджетной политики органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации, когда планируются завышенные доходные источники и источники финансирования дефицита бюджета, при недостатке финансовых ресурсов принимаются расходные обязательства, превышающие нормативы, установленные законодательством, что и приводит к необоснованному росту дефицита бюджета, росту кредиторской задолженности и государственного долга регионов.
Согласно принципу самостоятельности бюджетов, установленному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом и обязанностью самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, обеспечивая при этом сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации, а также вправе самостоятельно определять направления расходов бюджетов исходя из приоритетности расходных обязательств публично-правовых образований.
В отношении расходов, связанных с осуществлением капитальных вложений субъектов Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации неоднократно рекомендовалось взвешенно подходить к участию в государственных программах Российской Федерации, учитывая возможности регионального бюджета по обеспечению обязательного уровня софинансирования. Необходимо пересматривать (оценивать) такое участие региона в отношении объектов капитального строительства исходя из принципов приоритетности расходных обязательств и достаточности доходной базы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 106 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым, принято решение о разработке программ финансового оздоровления совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющими наивысший уровень долговой нагрузки, государственный долг которых на 1 января 2015 года превысил 100% объема доходов без учета безвозмездных поступлений.
В рамках постоянно действующей Рабочей группы Министерства финансов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, созданной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 247, Министерством финансов Российской Федерации созданы подгруппы по разработке программ оздоровления государственных финансов регионов.
В рамках проведения детального анализа бюджетно-финансовых проблем целью деятельности подгрупп являются разработка рекомендаций и оказание методологической поддержки по обеспечению формирования и исполнения сбалансированных бюджетов указанных субъектов Российской Федерации на 2016 — 2018 годы с учетом необходимости проведения мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и мобилизации дополнительных поступлений в бюджеты регионов, повышения качества управления региональными и муниципальными финансами, формирования сбалансированной долговой политики в условиях наличия рисков, связанных с исполнением долговых обязательств, и подготовка предложений по формированию программы оздоровления государственных финансов регионов.
Также Министерством финансов Российской Федерации в 2014 — 2016 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются бюджетные кредиты в целях замещения долговых обязательств субъектов Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, при условии принятия субъектами Российской Федерации обязательств по ограничению размера дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и объема государственного долга.
Так, в целях замещения долговых обязательств области были предоставлены бюджетные кредиты в 2015 году в сумме 2478,0 млн руб., в 2016 году — 10 331,8 млн руб.
Предоставление указанных бюджетных кредитов позволяет субъектам Российской Федерации значительно сократить расходы на обслуживание государственного долга и создает стимулы для проведения ответственной бюджетной политики, в том числе направленной на сокращение дефицита и оптимизацию неэффективных расходов.
Установление льготного режима для регионов с высоким уровнем государственного долга не соответствует задаче ужесточения требований к проводимой ими бюджетной политике и ответственности за допущенные нарушения.
Кроме того, отмена либо приостановление применения бюджетных мер принуждения может привести к недостижению целей, установленных при предоставлении средств из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, просьба о неприменении до 2018 года бюджетных мер принуждения в случае неисполнения субъектами Российской Федерации, имеющими высокий уровень государственного долга, условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета не может быть поддержана.
О неприменении до 2018 г. бюджетных мер принуждения при неисполнении субъектами РФ с высоким уровнем государственного долга условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета