Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 9 февраля 2015 г. N Д28и-130 В соответствии с письмом Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение о мероприятиях по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. N 2028-р, и предложениях по совершенствованию процедур закупок пищевых продуктов и услуг по организации питания для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по системе показателей оценке эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере организации питания для отдельных социально-демографических групп населения (далее — обращение) и в пределах своей компетенции сообщает. В обращении содержатся предложения в части совершенствования процедур закупок пищевых продуктов и услуг по организации питания для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В обращении предлагается предусмотреть в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) возможность сбора ценовых предложений для проведения совместных торгов главными распорядителями бюджетных средств или органами по регулированию контрактной системы, уполномоченными органами (учреждениями), а также принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок снижения цены за единицу товара в рамках заключаемых по итогам закупок контрактов, имеющих более одной товарной позиции, предусмотрев право заказчика устанавливать обязанность поставщика пропорционально снижать цены на все позиции, участвовавшие в лоте, на процент снижения начальной (максимальной) цены контракта. В этой связи отмечаем, что в соответствии со статьей 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом N 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком. Правила проведения совместных конкурсов и аукционов установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1088 (далее — Правила). В соответствии с Правилами начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика. После определения победителя совместного конкурса или аукциона рассчитывается коэффициент снижения общей цены контрактов к начальным (максимальным) ценам контрактов, установленным в документации о закупках. При этом общая итоговая стоимость заключаемых контрактов должна соответствовать предложению о цене контракта победителя такого конкурса или аукциона. Также в обращении содержится предложение о принятии нормативного правового акта, регламентирующего единый порядок осуществления экспертизы. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Согласно части 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспе
ртные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги своими силами (силами своих сотрудников) или с привлечением экспертов, экспертных организаций. Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ). Требования к экспертам, экспертным организациям установлены положениями статьи 41 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения. Учитывая изложенное, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. В случае если заказчик привлекает экспертов или экспертную организацию для приемки товара, работы, услуги, то приемка товара, работы, услуги осуществляется на основании заключения, подготовленного по результатам экспертизы, проведенной такими экспертами, экспертной организацией. В обращении предлагается принять нормативный правовой акт, предоставляющий преференции в отношении цены контракта производителям пищевых продуктов, зарегистрированным на территории субъекта Российской Федерации, принимающим участие при определении поставщика конкурентными способами. В этой связи необходимо отметить, что согласно положениям части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительство Российской Федерации вправе установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Частью 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ определено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностран
ными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ. Так, приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — приказ N 155) установлен порядок предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупок, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и казахстанского происхождения, в размере 15 процентов, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции. Приказ N 155 обеспечивает преимущественную закупку товаров, производимых на территории Таможенного союза, в том числе продуктов питания. Кроме того, в настоящее время Минсельхоз России, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, разработал проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении запрета на допуск продуктов пищевых, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Учитывая изложенное, полагаем, что указанные нормы Закона N 44-ФЗ, а также принятые акты Правительства Российской Федерации полностью регулируют вопросы, поставленные в обращении, в части совершенствования процедур закупок пищевых продуктов и услуг по организации питания для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

О предложениях по совершенствованию процедур закупки пищевых продуктов и услуг по организации питания для обеспечения государственных и муниципальных нужд