МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
От 29 марта 2016 г. N Д28и-771
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает.
1. В отношении распространения положений Закона N 223-ФЗ на зарегистрированных в иностранных юрисдикциях дочерних и зависимых обществ юридических лиц, подпадающих под действие Закона N 223-ФЗ, сообщаем следующее.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей определяется на основе личного закона юридического лица, которым в соответствии с пунктом 1 названной статьи считается право страны, где учреждено юридическое лицо.
Полагаем, что нормы Закона N 223-ФЗ исходя из анализа их содержания направлены, прежде всего, на регулирование отношений с участием российских юридических лиц и, как следствие, на экстерриториальное действие не рассчитаны.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ одной из целей его регулирования является обеспечение единства экономического пространства, под которым подразумевается пространство Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 8 Закона N 223-ФЗ заказчик, созданный после дня вступления в силу Закона N 223-ФЗ, утверждает в течение трех месяцев с даты его регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. Очевидно, что данная норма Закона N 223-ФЗ не может распространяться на организации, созданные за рубежом.
В то же время в соответствии с положениями статьи 1192 ГК РФ правила о применении норм международного частного права не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.
2. В отношении распространения положений Закона N 223-ФЗ на благотворительную деятельность сообщаем.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Таким образом, учитывая, что благотворительная деятельность по своей сути не является возмездной, такая деятельность в понимании Закона N 223-ФЗ не является закупкой, в связи с чем не подпадает под сферу его регулирования.
3. В отношении распространения положений Закона N 223-ФЗ на компенсационные выплаты сообщаем.
Трудовым законодательством предусмотрены случаи предоставления работникам компенсаций в том числе произведенных работником расходов на оплату товаров, работ, услуг. Указанные затраты работника возмещаются в силу положений статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), если они связаны с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (статья 165 ТК РФ). Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 213 ТК РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Учитывая вышеизложенные нормы законодательства, отношения, связанные с возмещением работникам расходов на оплату обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, не являются закупкой в понимании Закона N 223-ФЗ.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
О распространении законодательства о закупках на дочерние и зависимые общества, зарегистрированные за рубежом, благотворительную деятельность, компенсацию расходов работников на обязательные предварительные и периодические медосмотры