МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
От 20 марта 2018 г. N 03-01-11/17485
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, поступившее с письмом от 08.02.2018, и сообщает.
1. О предложении продолжить снижение налогов на реальный сектор экономики
1) Для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности.
В соответствии с положениями глав 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики вправе применять в отношении осуществляемой деятельности специальные налоговые режимы.
Пунктом 1 статьи 18 Кодекса установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам, в частности, относятся: упрощенная система налогообложения (далее — УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) и патентная система налогообложения (далее — ПСН).
Так, статьями 346.20 и 346.50 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать на период до 2020 года на соответствующей территории: налоговую ставку в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной и бытовой сферах и применяющих УСН или ПСН (льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации индивидуальных предпринимателей).
Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН.
При этом минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не ограничен.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено предоставление достаточного количества налоговых преференций в отношении налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
2) В отношении налога на имущество и налога на землю.
Согласно статье 14 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог, в соответствии со статьей 15 Кодекса, является местным налогом.
Данные налоги являются одними из основных источников формирования соответственно региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступают.
На основании статьи 372 Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении этого налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно статье 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, решение вопросов, связанных со снижением налогового бремени на реальный сектор экономики по уплате региональных и местных налогов, находится в компетенции соответственно законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
3) В части налога на прибыль организаций сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 3 Кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Одновременно сообщаем, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены самостоятельными полномочиями по выработке мер налогового стимулирования (в части налога на прибыль организаций) организаций на региональном уровне.
Согласно статье 284 Кодекса отдельные категории налогоплательщиков могут применять пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, на основании соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Практика полного, а затем частичного освобождения от налога на прибыль организаций, применявшаяся до 2002 года, приводила к злоупотреблениям со стороны таких организаций, заключавшимся в ликвидации компаний, когда заканчивались льготы, и регистрации новых для повторного получения льгот.
Кроме этого, действующая редакция главы 25 Кодекса предусматривает достаточно широкий спектр преференций, в связи с чем данное предложение не поддерживается.
2. По вопросу о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Кодексом установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
3. О мерах по прозрачности учета и контроля
С 2016 года в целях создания системы контроля за полнотой учета выручки осуществляется поэтапный переход к новому порядку применения ККТ с электронной передачей в режиме реального времени информации в адрес налоговых органов о расчетах за приобретаемые товары, выполненные работы и оказанные услуги.
После завершения перехода на новый порядок применения ККТ всеми категориями налогоплательщиков будет создан уникальный инструмент, позволяющий получать информацию обо всех розничных продажах, выполненных работах и оказываемых услугах в стране и сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств.
Кроме того, ФНС России используется система АСК НДС, которая является аналитическим инструментом, ориентированным на контроль за возмещением НДС, позволяющим сформировать экспертное мнение о налогоплательщике на основании набора параметров и оценить вероятность совершения налогоплательщиком налогового правонарушения в виде неправомерного заявления НДС к возмещению. Использование данной системы позволило увеличить налоговые доходы в условиях экономического спада и без увеличения налоговых ставок.
При этом приоритетом Правительства Российской Федерации является сохранение стабильной налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков при максимально низких административных издержках, связанных с соблюдением налогового и таможенного законодательства.
О снижении налогового бремени на реальный сектор экономики и введении прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ; о мерах по прозрачности учета выручки и налогового контроля