МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

От 29 мая 2019 г. N 03-12-13/38956

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 18.04.2019 и благодарит за интерес, проявленный к совершенствованию нормативного правового регулирования в области государственной регистрации.

Одновременно сообщаем следующее.

Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ). Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

При этом в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).

Юридическое лицо несет риск последствий получения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представительства.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные в ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2014, относит наличие достоверного адреса юридического лица к существенным условиям деятельности организации.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации не исключает возможности регистрации юридического лица по адресу места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Данный подход подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".

При этом, в случае если регистрация юридического лица осуществляется по адресу места жительства физического лица, сведения о таком адресе, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 129-ФЗ, подлежат включению в ЕГРЮЛ и становятся открытыми и общедоступными.

Одновременно сообщается, что необходимые для государственной регистрации документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ), направлены в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно статье 3 Федерального закона N 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) государственная пошлина — сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, уплачивается государственная пошлина в размере 800 рублей.

При определении конкретного размера государственной пошлины учитываются фактические затраты каждого органа власти по совершению юридически значимого действия.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сборы, как и налоги, — это конституционно допустимый платеж публичного характера, уплачиваемый в бюджет в силу обязанности, установленной законом; государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение уполномоченным органом соответствующих юридически значимых действий (Постановление от 28 февраля 2006 года N 2-П, Определения от 1 марта 2007 года N 326-О-П, от 16 декабря 2008 года N 1079-О-О и др.).

Учитывая это, необходимость уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, является одним из условий совершения уполномоченным органом в отношении плательщиков юридически значимых действий, действующим в общественных интересах и реализующим свои государственно-властные функции.

Обращаем внимание, что с 1 января 2019 года государственная пошлина при государственной регистрации не уплачивается при направлении документов в регистрирующий орган заявителем в форме электронных документов через сайт Федеральной налоговой службы или Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при направлении документов в регистрирующий орган через МФЦ или нотариуса (подпункт 32 пункта 3 статьи 333.35 Кодекса).

Об указании в ЕГРЮЛ адреса юрлица и уплате госпошлины за госрегистрацию его изменения