Режим сверхурочной работы при ожидании ежедневно в течение 12 часов на связи с работодателем для устранения по обращению работодателя неисправности программного обеспечения не является сверхурочной работой. Работодатель может установить сдельную оплату труда для дистанционного работника в зависимости от фактически выполненной работы по требованию работодателя и предусмотренной условиями трудового договора.

Обоснование: В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочной работой считается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 312.4 ТК РФ, если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению.
Режим нахождения ежедневно в течение 12 часов с 08-00 до 20-00 на связи и по обращению работодателя незамедлительно устранять неисправности программного обеспечения должен быть предусмотрен в условиях трудового договора, заключенного с дистанционным работником.
Таким образом, нахождение дистанционного работника в режиме ожидания получения от работодателя конкретного задания в рамках своих должностных функций не может считаться сверхурочной работой. Более того, при условии ведения учета фактической занятости данного дистанционного работника в некоторые дни при отсутствии обращений работник фактически не будет работать.
Однако работодатель может предусмотреть дополнительную оплату в период указанного дежурства.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Следовательно, работодатель имеет право установить дистанционному работнику сдельную оплату труда в зависимости от количества устраненных неисправностей.
Таким образом, дежурство дистанционного работника на связи с работодателем без фактического исполнения должностных (трудовых) обязанностей не является сверхурочной работой. Такое дежурство может оплачиваться работодателем по отдельному тарифу, указанному в условиях трудового договора.
Также работодатель может установить сдельную оплату труда для дистанционного работника в зависимости от фактически выполненной работы по требованию работодателя и предусмотренной условиями трудового договора.
Организация планирует заключить трудовой договор с дистанционным работником — программистом. При этом он должен ежедневно в течение 12 часов с 08-00 до 20-00 находиться на связи и по обращению работодателя незамедлительно устранять неисправности программного обеспечения. Присутствует ли в данном случае сверхурочная работа, учитывая то, что в некоторые дни при отсутствии обращений работник фактически не будет работать? Можно ли установить ему сдельную оплату труда, которая будет зависеть от количества устраненных неисправностей?