Отчитываемся перед ПФР по новым правилам

Не секрет, что отчет перед пенсионным фондом - одна из наиболее сложных задач для бухгалтера. Ведь нужно представить не только информацию по всей организации в целом, но и персонифицированные сведения по каждому сотруднику учреждения физической культуры и спорта. С 2014 года порядок представления данных сведений изменился, что связано с обновлением самой отчетности страхователей. Хотя кардинальных поправок немного, они все же есть, и, чтобы избежать ошибок в применении новшеств и потери драгоценного времени, предлагаем вместе разобрать вопросы, связанные с представлением отчетности в ПФР.

2013 - по отдельности, а 2014 - два в одном

Такое необычное название раздела связано с тем, что отчетность по сотрудникам бывает двух видов: общая и индивидуальная (персонифицированная). Первый вид отчетности предназначен для проверки полноты уплаты страхователем страховых взносов исходя из совокупности выплат и вознаграждений в пользу работников, являющихся застрахованными лицами. Для определения выплат, формирующих страховое пенсионное обеспечение последних, предусмотрен второй вид отчетности. В принципе, информация в двух видах отчетности должна совпадать. Однако несоответствие сумм, указанных в общей и индивидуальной отчетности, само по себе не является достаточным основанием для вывода о представлении недостоверных сведений, а также для осуществления учета застрахованных лиц (постановления ФАС СЗО от 29.08.2013 N А56-64101/2012, ФАС ЗСО от 15.07.2011 N А27-16478/2010).

С 2014 года судиться с инспекторами ПФР и не понадобится: вводится единая форма отчетности, которая позволит плательщикам страховых взносов обеспечить представление информации о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации и сведений персонифицированного учета по застрахованным лицам, исключая их несоответствие. Новшество следует из нового абзаца п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете. Согласно ему сведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователь представляет в составе общего расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Данное правило введено Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ. Он вносит изменения в различные правовые акты в связи с принятием Закона о специальной оценке условий труда. Документ не только вводит новую процедуру, но и устанавливает размер дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от классов условий труда. Они определяются на основе специальной оценки условий труда. Использование ее результатов для проведения различных мероприятий в сфере охраны труда упрощено.

Еще одна причина совмещения нескольких видов отчетности в одну - это новшество Федерального закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ, вводящего единый расчетный документ для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с 2014 года), ведь у застрахованных лиц появилась возможность выбора варианта пенсионного обеспечения, на основании чего единый платеж и делится между различными частями финансирования пенсии.

Итак, единая форма отчетности в ПФР объединила в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в целом по организации и сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу. Переход к единой форме отчетности осуществлен для снижения административной нагрузки на плательщиков страховых взносов. Чиновники надеются на то, что для страхователей будет обеспечено более удобное формирование и представление отчетности, а также созданы комфортные условия взаимодействия плательщиков страховых взносов со страховщиком. Первый отчетный период, по которому страхователи будут отчитываться по новой форме отчетности, - I квартал 2014 года. Единая отчетность проверяется единым программным комплексом, по итогам проверки формируется единый протокол для плательщика страховых взносов, отражающий правильность заполнения данной отчетности.

Какая она, новая универсальная отчетность?

В начале года Правление Пенсионного фонда своим Постановлением от 16.01.2014 N 2п утвердило новую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР). По ней нужно отчитаться за I квартал 2014 года. Для общего ознакомления выделим разделы, который включает новая форма сводной отчетности страхователя-учреждения:

- титульный лист;

- раздел 1 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам";

- раздел 2 "Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу";

- раздел 3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов";

- раздел 4 "Суммы доначисленных взносов с начала расчетного периода";

- раздел 5 "Сведения, необходимые для освобождения от страховых взносов выплат в образовательных организациях" (название переформулировано автором в целях понимания);

- раздел 6 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица".

Для большинства учреждений физической культуры и спорта обязательными для заполнения являются титульный лист, разделы 1, 2, 6. Что касается оставшихся разделов (3, 4 и 5), они заполняются только теми, кто пользуется пониженными тарифами, кому доначислены взносы и кто имеет статус образовательных организаций, имеющих право не рассчитывать взносы с выплат и вознаграждений в пользу обучающихся в силу п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона о страховых взносах. Ознакомимся с отдельными разделами новой формы РСВ-1 ПФР, исключая титульный лист, так как его заполнение связано больше с организационно-правовыми вопросами.

Раздел 1

В данном разделе производится общий по организации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Проще всего дело обстоит со взносами на обязательное медицинское страхование, которые уплачиваются по установленному тарифу и распределяются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Для таких взносов предназначена одна колонка, и по ним ничего делить не нужно, в отличие от взносов на обязательное пенсионное страхование.

Взносы в ПФР делятся на взносы по основному и дополнительному тарифу. В свою очередь, основной тариф разбивается на взносы, относящиеся к 2014 году, и на взносы, относящиеся к периоду 2010-2013 гг. Последние делятся между страховой и накопительной частью. В связи с тем, что расчет представляется за 2014 год, за прошлые периоды показываются только остаток (задолженность или переплата) и данные о том, сколько было доначислено взносов за прошлые годы.

По 2014 году отражается уплата страховых взносов за этот период единым расчетным документом без выделения страховой и накопительной части (уплата на КБК страховой части). Это следует из Федерального закона N 351-ФЗ, который ввел новую ст. 22.2 Закона об обязательном пенсионном страховании : уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 года) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учета страховых взносов, перечисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.

Раздел 2

Данный раздел посвящен расчету страховых взносов, и начать ознакомление с ним нужно с поля для указания кода тарифа. В приложении 1 к порядку заполнения формы расчета РСВ-1 ПФР есть таблица, где прописаны все возможные коды плательщиков страховых взносов. Для использования бухгалтерами учреждений физической культуры и спорта подойдет код 01, который применяется плательщиками страховых взносов, находящимися на общей системе налогообложения и применяющими основной тариф страховых взносов. Все остальные коды тарифов предназначены для отдельных категорий страхователей, имеющих права на льготы по страхованию, к ним учреждения физической культуры и спорта не относятся.

Раздел 2 объемный и включает несколько подразделов, а именно расчет страховых взносов:

- по основному тарифу на пенсионное и медицинское страхование (подраздел 2.1);

- по дополнительному тарифу для лиц на работах, которые дают право на назначение досрочной пенсии (ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях ) (подразделы 2.2 и 2.3);

- по дополнительным тарифам по результатам проведения специальной оценки условий труда (подраздел 2.4).

Все эти подразделы заполняются в совокупности, если у учреждения есть работники, за которых страховые взносы уплачиваются по дополнительному тарифу. Причем начинать следует с подраздела 2.4, который заполняется либо на основании результатов аттестации рабочих мест, либо результатов специальной оценки труда, либо и того, и другого. Сам подраздел разбит по классам (подклассам) условий труда, по которым применяются соответствующие дополнительные тарифы. В подразделе 2.4 выделены такие классы условий труда, как "вредный" и "опасный". Если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установлен класс опасности "допустимый" или "оптимальный", то заполнять по нему следует подраздел 2.2 или 2.3 (соответственно).

На заметку. При применении дополнительных тарифов объект обложения страховыми взносами тот же, что и при применении общих тарифов (Письмо Минтруда РФ от 29.05.2013 N 17-3/877).

Завершает раздел 2 подраздел 2.5, где указываются сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных взносов в отношении застрахованных лиц. Этот подраздел заполняется плательщиками страховых взносов, заполнившими раздел 6. Не будем углубляться в заполнение подразделов, для разъяснения этого есть приложение 2 к Постановлению Правления ПФР N 2п, в котором представлен порядок заполнения формы РСВ-1 ПФР. Наша задача - дать читателю общее представление о том, что представляет собой новая отчетность в ПФР.

Раздел 3

В названном разделе приводится расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов. Он включает несколько подразделов, но ни один из них не подходит под правовой статус и деятельность учреждений физической культуры и спорта, даже наиболее близкий для нашей ситуации подраздел 3.6. Он заполняется некоммерческими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального). Исключение государственных (муниципальных) учреждений не дает учреждениям физической культуры и спорта воспользоваться пониженным тарифом.

Раздел 4

Данный раздел предназначен для подробного отражения доначисления страховых взносов, которые итоговым результатом указываются в разделе 1. Страхователь может отразить в разделе 4 несколько доначислений. Это не только суммы, доначисленные по актам проверок (камеральной и (или) выездной), по которым в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов. В разделе 4 есть место для отражения сумм самостоятельно доначисленных страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов за предыдущие отчетные периоды. Причем можно не заполнять раздел 4, если страхователь заполнит и представит в орган контроля уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР.

Остается добавить, что раздел 4 введен не случайно. Как ожидается, его заполнение поможет упростить внесение изменений в ранее представленные в ПФР расчеты за предыдущие годы.

Раздел 5

Информация о заполнении названного раздела учреждениям физической культуры и спорта вряд ли понадобится. Он представляется плательщиками взносов, производящими выплаты и вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде. Указанные выплаты на основании пп. 1 п. 3 ст. 9 Закона о страховых взносах не учитываются при исчислении таких взносов. Данная ситуация больше применима к учреждениям образования, а не к учреждениям физической культуры и спорта. Последние чаще отправляют своих воспитанников на спортивные сборы, а не в студенческие отряды.

Раздел 6

Поименованный раздел в форме РСВ-1 ПФР есть не что иное, как "довесок" в виде индивидуальных (персонифицированных) сведений по работникам страхователя. Раздел 6 формируется в пачки. Пачка сведений описью не сопровождается. Для этого есть подраздел 2.5 расчета. Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица включают следующие данные:

- сведения о застрахованном лице (подраздел 6.1);

- отчетный период (подраздел 6.2);

- тип корректировки сведений (подраздел 6.3);

- информацию о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица (подраздел 6.4);

- сведения о начисленных страховых взносах (подраздел 6.5);

- информацию о корректирующих сведениях (подраздел 6.6);

- сведения о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, занятого на видах работ, с которых начислены страховые взносы по дополнительному тарифу (подраздел 6.7);

- период работы за последние три месяца отчетного периода (подраздел 6.8).

На заметку. В перечисленных подразделах в индивидуальных сведениях, представляемых страхователем, не указывается сумма уплаченных страховых взносов. В этом нет необходимости, так как уплата взносов производится страхователем по всем застрахованным работникам.

По сути, раздел 6 заменяет применявшиеся в предыдущие годы формы индивидуального персонифицированного учета - СЗВ-6-4, АДВ-6-5, АДВ-6-2 и другие бланки. Не будем детально рассказывать, как заполнять формы персонифицированного учета, этому можно научиться непосредственно в прикладной программе, которую можно найти на сайте ПФР. Такая же программа разработана для представления новой единой формы отчетности.

Пенсионный фонд совместно с разработчиками программного обеспечения планировал уже в марте обеспечить плательщиков страховых взносов бесплатными программами - программами подготовки данных и проверочной программой в целях оказания содействия в подготовке единой отчетности в ПФР без увеличения трудозатрат со стороны страхователей. Все вспомогательные программы по мере их готовности размещаются на сайте Пенсионного фонда в свободном доступе, а также в Кабинете плательщика - электронном сервисе ПФР для плательщиков страховых взносов.

О представлении отчетности

Сегодня большинство плательщиков страховых взносов представляют отчетность в ПФР в электронном виде. Такое требование установлено п. 10 ст. 15 Закона о страховых взносах. Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек. Но не только норматив по численности вынуждает бухгалтера сдавать отчетность в электронном виде. Новая форма единой отчетности РСВ-1 ПФР настолько объемна, что сдавать ее в бумажном варианте страхователям достаточно затруднительно. Сложно ее проверять и органу контроля за уплатой страховых взносов.

В связи с этим Постановлением Правления ПФР от 03.03.2014 N 25п уже утвержден расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в электронном виде (форма РСВ-1 ПФР). Он применяется начиная с представления расчета за I квартал 2014 года. Отчетность по форме РСВ-1 представляется в виде комплекта файлов входящих документов, в совокупности содержащих сведения в целом по плательщику страховых взносов. Файл входящих документов, представляющий собственно форму РСВ-1, содержит представление единственного документа пачки. При этом для заполнения "индивидуального" раздела 6 формы РСВ-1 документы "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица" представляются одним или несколькими файлами входящих документов.

Напоминаем, что обмен электронными документами между страхователем и страховщиком по каналам связи регламентируется технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР, утвержденной Распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р. Технология включает в себя регламент и протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота, а также соглашение об обмене электронными документами и регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР. Несмотря на четко изложенный порядок обмена документами, страхователь должен учитывать, что лучший способ своевременно представить отчетность - не совершать все действия по обмену документами в последний день, а позаботиться о доставке отчетности в ПФР заблаговременно.

О сроках представления отчетности

Отчетность в ПФР необходимо будет представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом) (п. 9 ст. 15 Закона о страховых взносах). Таким образом, последними датами сдачи новой единой отчетности в 2014, 2015 году становятся 15 мая 2014 года, 15 августа 2014 года и 17 ноября 2015 года. Представление сведений в ежеквартальном режиме вызвано необходимостью обновления и пополнения сведений о пенсионных правах граждан. Это, в свою очередь, влияет на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии. В отношении плательщиков страховых взносов, нарушивших сроки представления отчетности, предусмотрены штрафные санкции. За каждый непредставленный документ штраф составляет 200 руб. (ст. 48 Закона о страховых взносах).

* * *

Итак, начиная с 2014 года сведения персонифицированного учета представляются в составе общей отчетности, при этом уже утверждены и бумажный, и электронный форматы такой единой отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Надеемся, что статья поможет читателю понять ключевые моменты заполнения данного отчета, а детали и нюансы будут решены в рабочем порядке в ходе составления и представления отчетности.