Предоплатой (авансом) называют предварительную выплату заказчиком определенной денежной суммы в счет предстоящих поставок товаров или выполняемых для него работ (услуг). Каким нормативным актом необходимо руководствоваться казенным учреждениям при установлении размера предоплаты? Существуют ли ограничения в размере авансов, устанавливаемых бюджетными (автономными) учреждениями? Как правильно отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете операции по перечислению, зачету и возврату авансовых платежей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Размер предоплаты (аванса)

Как правило, при заключении с поставщиками и подрядчиками, исполнителями и заказчиками договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) оговаривается размер предоплаты (аванса).

Казенные учреждения при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи в размерах, определенных п. 22 Постановления Правительства РФ от 23.12.2013 N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее — Постановление N 1213). В частности, по договорам (государственным контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, казенные учреждения вправе устанавливать размер аванса до 100% суммы договора (государственного контракта).

По договорам (государственным контрактам) об оказании услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ, авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц, казенные учреждения могут устанавливать размер предоплаты до 60% суммы договора (государственного контракта).

По всем остальным договорам, казенные учреждения могут установить размер аванса до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, если иное не установлено п. 22 Постановления N 1213 и другими нормативными актами РФ.

Что касается бюджетных (автономных) учреждений, то в отношении них каких-либо ограничений по установлению размера предоплаты действующим законодательством не установлено. Поэтому такими учреждениями при заключении договоров (государственных контрактов) размер аванса устанавливается по соглашению сторон.

Бухгалтерский (бюджетный) учет авансовых платежей

Суммы перечисленных (выданных) авансовых платежей учитываются на счете 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (п. 202 Инструкции N 157н ). Для учета предоплаты, перечисленной согласно договорам (контрактам) поставщикам (подрядчикам, исполнителям), применяются следующие аналитические счета в зависимости от вида платежа:

— 0 206 21 000 "Расчеты по авансам по услугам связи";

— 0 206 22 000 "Расчеты по авансам по транспортным услугам";

— 0 206 23 000 "Расчеты по авансам по коммунальным услугам";

— 0 206 24 000 "Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом";

— 0 206 25 000 "Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества";

— 0 206 26 000 "Расчеты по авансам по прочим работам, услугам";

— 0 206 31 000 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств";

— 0 206 32 000 "Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов";

— 0 206 33 000 "Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов";

— 0 206 34 000 "Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов";

— 0 206 91 000 "Расчеты по авансам по оплате прочих расходов".

Обязанность по перечислению учреждением аванса в счет предстоящих поставок товара (выполнения работ, оказания услуг) возникает на основании заключенного договора (контракта) и выставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) счета, счета-фактуры.

Далее приведем бухгалтерские записи по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете бюджетных, автономных и казенных учреждений операций по перечислению, зачету и возврату авансовых платежей, произведенных в соответствии с инструкциями N 174н , 183н , 162н .

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Перечисление аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

0 206 xx 560

1 304 05 xxx

0 201 21 610

0 201 27 610

0 206 xx 560

0 201 11 610

0 201 27 610

0 206 xx 000

0 201 11 000

0 201 21 000

0 201 27 000

Зачет обязательств по полученным материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) в счет перечисленной ранее предварительной оплаты

0 302 xx 830

0 206 xx 660

0 302 xx 830

0 206 xx 660

0 302 xx 000

0 206 xx 000

Возврат ранее произведенных авансовых платежей

1 304 05 xxx

0 201 21 510

0 201 27 510

1 303 05 830

1 210 02 130

0 206 xx 660

0 201 11 510

0 201 27 510

0 206 xx 660

0 201 11 000

0 201 21 000

0 201 27 000

0 206 xx 000

Списание нереальной ко взысканию суммы задолженности по предоставленным авансам

0 401 20 273

0 206 xx 660

0 401 20 273

0 206 xx 660

0 401 20 273

0 206 xx 000

04

04

04

Стоит отметить, что учет задолженности дебиторов по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату авансовых выплат. Переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов (п. 203 Инструкции N 157н).

Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов и по соответствующим им суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Отражение операций по счету осуществляется в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (п. 205, 206 Инструкции N 157н).

Пример 1

Бюджетное учреждение культуры заключило договор на поставку оргтехники на сумму 13 000 руб. за счет средств, предоставленных на выполнение государственного задания. Согласно условиям договора размер предоплаты составит 30% суммы договора. Перечисление аванса осуществляется с лицевого счета, открытого в ОФК.

Окончательный расчет с поставщиком произведен по факту поставки оргтехники в учреждение.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

Руб.

Перечислена поставщику предоплата

(13 000 руб. x 30%)

4 206 31 560

4 201 11 610

3 900

Поставлена оргтехника в учреждение

4 106 31 310

4 302 31 730

13 000

Произведен зачет ранее перечисленной предоплаты

4 302 31 830

4 206 31 660

3 900

Произведен окончательный расчет с поставщиком

(13 000 — 3 900) руб.

4 302 31 830

4 201 11 610

9 100

Пример 2

Автономное учреждение заключило договор с транспортной компанией на перевозку мебели. Стоимость транспортных услуг по договору составила 3 000 руб. Договором предусмотрено перечисление учреждением аванса в сумме 1 500 руб. После получения предоплаты транспортная компания не выполнила обязательства по договору, в связи с чем возвратила сумму аванса с выплатой неустойки (300 руб.).

Операции произведены в рамках приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС.

Операции отразятся в учете автономного учреждения следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

Руб.

Перечислен аванс транспортной компании

2 206 22 000

2 201 11 000

1 500

Возвращена сумма аванса в связи с неисполнением транспортной компанией обязательств по договору

2 201 11 000

2 206 22 000

1 500

Начислена сумма неустойки за неисполнение договора перевозчиком

2 205 41 000

2 401 10 140

300

Поступили денежные средства в погашение суммы неустойки

2 201 11 000

2 205 41 000

300

НДС с перечисленной и полученной предоплаты

НДС с перечисленной предоплаты. Бюджетные (автономные) учреждения, являющиеся заказчиками (покупателями), при осуществлении деятельности, облагаемой НДС, обязаны выделять суммы налога, предъявленные им поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при приобретении товаров (работ, услуг), с целью дальнейшего принятия этой суммы налога к вычету. Иными словами, учреждения вправе уменьшить на эту величину сумму НДС, исчисленную по операциям, облагаемым НДС (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ).

В то же время указанные учреждения имеют право выделять НДС не только со стоимости поставленных товаров (работ, услуг), но и с суммы перечисленной поставщику предварительной оплаты (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Если при получении товаров (работ, услуг) учреждение приняло к учету НДС с полной стоимости поставленных товаров (работ, услуг), то оно обязано восстановить сумму налога, ранее принятую к вычету с перечисленной предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

К сведению. Необходимо помнить, что принятие к вычету НДС с перечисленной предоплаты является правом, а не обязанностью учреждения-покупателя.

Принятие к вычету суммы НДС с предварительной оплаты осуществляется на основании счета-фактуры на предоплату, выставленного поставщиком учреждению. В бухгалтерском учете такая операция отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 0 303 04 830 (000) "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

Кредит счета 0 210 01 660 (000) "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

Рассмотрим на примере порядок отражения учреждениями-покупателями расчетов по НДС с перечисленной предварительной оплаты.

Пример 3

Бюджетное учреждение культуры за счет средств от приносящей доход деятельности приобретает музыкальный инструмент стоимостью 50 000 руб. (в том числе НДС — 7 627 руб.), который относится к особо ценному движимому имуществу учреждения. Согласно договору поставки учреждение обязано перечислить поставщику предоплату в размере 30% суммы договора.

Приносящая доход деятельность облагается НДС.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

Руб.

Перечислен поставщику аванс

(50 000 руб. x 30%)

2 206 31 560

2 201 11 610

15 000

Принят к вычету НДС с перечисленной предварительной оплаты на основании счета-фактуры

(15 000 руб. / 118 x 18)

2 303 04 830

2 210 01 660

2 288

Поставлен музыкальный инструмент

(50 000 — 7 627) руб.

2 106 21 310

2 302 31 730

42 373

Выделен НДС, предъявленный поставщиком

2 210 01 560

2 302 31 730

7 627

Зачтен ранее перечисленный аванс

2 302 31 830

2 206 31 660

15 000

Произведен окончательный расчет с поставщиком

(50 000 — 15 000) руб.

2 302 31 830

2 201 11 610

35 000

Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком при получении инструмента (НДС, исчисленный с полной стоимости инструмента)

2 303 04 830

2 210 01 660

7 627

Восстановлена сумма налога, ранее принятая к вычету с перечисленной предварительной оплаты (методом "Красное сторно")

2 303 04 830

2 210 01 660

-2 288

НДС с полученной предоплаты. Бюджетные (автономные) учреждения также могут выступать исполнителями (продавцами), то есть сами осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг).

В случае осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, они обязаны выделять данный налог не только при реализации товаров (работ, услуг), но и при получении сумм предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Далее рассмотрим порядок оформления и отражения в бухгалтерском учете НДС с полученной предоплаты.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты.

В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) должны быть указаны (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

— порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

— наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

— номер платежно-расчетного документа;

— наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

— наименование валюты;

— сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

— налоговая ставка;

— сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, а также порядок его заполнения приведены в приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

К сведению. Исчисление учреждением-покупателем сумм НДС с полученной предоплаты является его обязанностью.

После отгрузки учреждением товаров (работ, услуг) суммы НДС, исчисленные с полученной предоплаты, принимаются к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Для учета расчетов по суммам НДС с полученных предварительных оплат в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, в бухгалтерском учете применяется счет 0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" (п. 224 Инструкции N 157н).

Рассмотрим на примере порядок отражения учреждениями-продавцами расчетов по НДС с полученной предварительной оплаты.

Пример 4

Автономное учреждение культуры оказывает услуги по осуществлению мероприятий по подготовке и проведению концертных программ. Данные услуги облагаются НДС. По договору с коммерческой организацией учреждение культуры обязано подготовить и провести в данной организации праздничное мероприятие, посвященное Новому году. Стоимость услуг по договору составила 20 000 руб. (в том числе НДС (18%) — 3 051 руб.). Подготовка программы осуществляется после получения учреждением культуры предоплаты в размере 30% суммы договора (6 000 руб.).

Сумма предоплаты поступила на лицевой счет учреждения культуры, открытый в ОФК.

Указанные операции отразятся в автономном учреждении культуры следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

Руб.

Получена предварительная оплата

2 201 11 000

2 205 30 000

6 000

Начислен НДС по полученной предварительной оплате в счет предстоящего оказания услуг

(6 000 руб. / 118 x 18)

2 210 01 000

2 303 04 000

915

Начислен доход по оказанным услугам

2 205 30 000

2 401 10 130

20 000

Начислен НДС с общих доходов от оказания услуг (выставлен счет-фактура по факту оказания услуг)

2 401 10 130

2 303 04 000

3 051

Принят к вычету НДС, начисленный ранее с предварительной оплаты

2 303 04 000

2 210 01 000

915

Получены на лицевой счет денежные средства в счет окончательного расчета за оказанные услуги

(20 000 — 6 000) руб.

2 201 11 000

2 205 30 000

14 000

Перечислен НДС в бюджет

2 303 04 000

2201 11 000

3 051

* * *

Обобщив вышеизложенный материал, выделим основные тезисы:

— при установлении в договорах (контрактах) размеров авансовых платежей казенные учреждения должны соблюдать ограничения, установленные п. 22 Постановления N 1213. Бюджетные (автономные) учреждения устанавливают размер аванса по соглашению сторон договора (контракта);

— в целях отражения сумм аванса в бухгалтерском (бюджетном) учете применяется счет 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам";

— осуществляя операции, облагаемые НДС, бюджетные (автономные) учреждения вправе принять к вычету суммы налога, исчисленные с перечисляемых (получаемых) предварительных оплат.

Предоплата — размер, порядок оформления и учета