В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС. Кроме того, согласно п. 2 ст. 20 данного закона они должны представлять отчетность о своей деятельности в сфере ОМС в порядке и по формам, которые утверждены ФФОМС, включая обособление расходов по средствам ОМС.

Государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения ведут организацию учета в соответствии с положениями Инструкции N 157н .

В силу п. 3 данной инструкции при ведении бухгалтерского учета формируется информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям согласно законодательству РФ.

Реализация аналитического учета возможна либо по кодам бюджетной классификации, кодам источника финансового обеспечения, либо по аналитическим кодам (включая дополнительные) по синтетическому коду счета.

В соответствии с Инструкцией N 162н  и БК РФ при ведении бюджетного учета федеральными казенными учреждениями не предусмотрено применение кода финансового обеспечения для средств ОМС. Однако в силу п. 6 Инструкции N 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. Напомним, что на основании п. 1 Инструкции N 157н субъект учета вправе в порядке, предусмотренном указанной инструкцией, в рамках формирования учетной политики вводить аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов, а также дополнительные забалансовые счета.

Как отметили чиновники Минфина в Письме от 14.07.2014 N 02-06-10/34419, казенным учреждениям при оказании медицинских услуг в рамках программы ОМС целесообразно предусмотреть в рабочем плане счетов аналитические коды в синтетических счетах объектов учета, которые позволят осуществлять раздельный учет. При этом в рамках осуществления контрольных мероприятий необходимо руководствоваться положениями учетной политики федерального казенного учреждения.

Напомним, что в более раннем Письме от 27.12.2012 N 12-07-12/8282 чиновники финансового ведомства указали, что при переходе на одноканальное финансирование оказания медицинской помощи через систему ОМС возможно формирование казенными учреждениями стоимости оказываемых услуг в рамках ОМС с использованием счета 1 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включает в себя расходы:

— на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты;

— на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;

— на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);

— на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);

— на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг;

— на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;

— на приобретение оборудования стоимостью до 100 000 руб. за единицу.

Классификация затрат позволяет распределить все перечисленные расходы, предусмотренные структурой тарифа по ОМС, по трем основным группам (Письмо ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и):

1) по участию в процессе оказания медицинских услуг расходы подразделяются на основные и накладные;

2) по порядку отнесения на услуги (по способу отнесения на себестоимость конкретной услуги) затраты делятся на прямые и косвенные;

3) по степени зависимости от объемов оказываемых услуг (по отношению к объему оказываемых услуг, динамике затрат) расходы делятся на условно-постоянные (постоянные) и условно-переменные (переменные).

Аналогичный методологический подход с использованием счета 1 109 00 000 изложен в п. 134-140 Инструкции N 157н. В частности, в данной инструкции предложено отражать затраты по способу их отнесения на себестоимость с разделением на прямые, накладные и общехозяйственные расходы на соответствующих счетах:

— прямые расходы — на счете 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

— косвенные расходы — на счете 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

— общехозяйственные расходы — на счете 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».

Таким образом, использование счета 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с введением в него дополнительного аналитического кода позволит вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС.

 

Разъясните, как следует отражать в бухгалтерском учете информацию о расходах по средствам ОМС казенным учреждениям здравоохранения.