Сайт школы как маркетинговый инструмент

Слово "сайт" уже не вызывает удивления ни у директоров общеобразовательных учреждений, ни у учителей, ни у родителей, ни у учеников. Веб-ресурс есть практически у каждой российской школы. Многие из них даже участвуют в региональных и федеральных конкурсах, где их интернет-страницы заслуживают звание лучших. Однако маркетологи констатируют: лишь единицы из этих сайтов отвечают современным пользовательским требованиям.

С чего начинается сайт?

Никита - веб-разработчик одной из коммерческих фирм Санкт-Петербурга. Несколько лет назад, будучи выпускником, он решил сделать своей школе прощальный подарок - создать сайт. "Я учился в отличной школе. Она небольшая, но очень уютная, со своей атмосферой, - рассказывает веб-специалист. - У меня было много предложений для сайта, которые все до единого сводились к одной идее - передать дух нашей школы. Я хотел, чтобы все, кто здесь учится в настоящее время и учился в прошлом, набрав адрес в строке поисковой системы, могли попасть в эту атмосферу. Хотел, чтобы ею проникся даже посторонний человек, случайно оказавшийся на главной странице сайта".

Перед тем, как приступить к работе, Никита просмотрел несколько десятков сайтов учебных заведений - большей частью находящихся в Европе, Израиле, Америке. Большинство было создано на базе современных интернет-платформ. Выпускник планировал использовать бесплатный хостинг. Однако это не повлияло на концепцию сайта: Никита придумал, как реализовать все решения, которые иностранцы воплощали в жизнь. Каково же было его удивление, когда директор школы, которому молодой человек принес проект сайта на согласование, полностью его отверг.

Руководитель общеобразовательного учреждения хотел, чтобы сайт был стандартным: главная страница с фотографией школы, бесконечно длинное "дерево" новостей, в меню - контакты, расписания занятий и "доска почета" с портретами учителей, их развернутой биографией и заслугами. Такой сайт имелся у каждой второй школы в России.

Подобная позиция характерна для руководителей государственных и муниципальных учреждений. По словам создателя it-eburg. ru (крупнейшего портала на Урале, посвященного интернет-технологиям) Даниила Силантьева, веб-разработчики чаще всего предлагают школам, детским садам, больницам портфолио сайтов, функциональность и дизайн которых находятся на уровне конца 90-х годов прошлого века.

"Причина здесь не в деньгах и не в статусе заказчика. Среди этих школ и детсадов очень много известных, востребованных, финансово благополучных организаций, - подчеркивает Даниил Силантьев. - Просто предложение определяется спросом: ничего другого такие заказчики видеть не хотят. Все дело в цели, которую ставит перед собой создатель сайта. В нашем случае цель - не информирование пользователя, не помощь в решении его задач, а отчетность (перед органами власти, комиссиями, коллегами, родителями учащихся)".

Разумеется, отчетность - неотъемлемая часть жизни любого государственного и муниципального учреждения. Современная российская школа должна отчитываться буквально обо всем: квалификации педагогов, успехах учеников, результатах ЕГЭ, стоимости ремонта крыши в спортзале... Но действительность такова, что в Интернете отчетность интересна прежде всего контролирующим органам, а не потенциальной аудитории образовательного учреждения.

"Если мы посмотрим на сайты школ, университетов и даже яслей, скажем, в Британии, то увидим, что их обладатели в первую очередь продвигают не отчетность, не свод правил, не устав, а положительные эмоции, - отмечает пресс-секретарь санкт-петербургской компании "Про-Взгляд" Павел Гуров. - "Как здесь классно учиться!" - такое эмоциональное сообщение считывают с их веб-ресурсов пользователи, после чего здесь же, на сайте, они находят полную информацию, как можно получить услуги этого учебного заведения".

Сайт, на который приятно смотреть

Создать хороший сайт, который будет нравиться людям, не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное, о чем нужно думать заказчику, - как будет вести себя пользователь и как добиться, чтобы находиться на интернет-странице учреждения было удобно и приятно. Примером того, насколько популярным может стать сайт образовательного учреждения, служит крупнейшая в мире социальная сеть - Facebook. Сайт Thefacebook в 2004 году в комнате Гарвардского общежития придумали студенты Марк Цукерберг и Эдуардо Саверин. Изначально этот веб-ресурс был открыт только для студентов и преподавателей университета, но идея сайта была настолько уникальной, а его инфраструктура настолько удобной, что к июлю 2013 года аудитория сайта составила 1,2 млрд. пользователей по всему миру.

Что же необходимо изменить образовательному учреждению на уже имеющемся сайте, чтобы тот отвечал пользовательским требованиям? "Надо ориентировать интернет-страницу на свою основную аудиторию. Ей является не министерство образования, не контролирующие органы, а сами ученики, которые проводят в школе много времени, и цель школы - убедить их, а также их родителей, что это будет самое интересное и полезное время в их жизни", - подчеркивает Павел Гуров.

По его словам, руководителям учреждений и другим сотрудникам, принимающим решения о наполнении сайта, важно понимать следующую тенденцию: современные школьники (даже дети младшего школьного возраста) принципиально иначе воспринимают информацию в Интернете. У десятилетнего ребенка в 99% случаев есть страничка в социальной сети и он за один день пишет там больше, чем взрослый человек, живший в XIX веке, за полгода. Юные россияне, как и их сверстники по всему миру, чаще смещают фокус своего внимания, привыкли к социальному Интернету (не просто к информационным площадкам, а площадкам с возможностями для общения) и в первую очередь обращают внимание на визуальную информацию.

"Главное на школьном сайте - картинка, - уверен Даниил Силантьев. - Но что я вижу, когда захожу на подобные интернет-ресурсы? Практически одно и то же: на главной странице - не слишком хорошая фотография фасада здания школы, в новостях - маленькие "слепые" фото, огромные тексты о школьных мероприятиях, к которым даже не прикреплены фотоотчеты. Сразу становится скучно".

Совсем иные визуальные образы видит пользователь, заходящий на сайты иностранных школ. На главной странице его встречают фото улыбающихся детей, которые рисуют, учатся, играют. "Мы счастливы здесь находиться", - именно так считывает подобную картинку ребенок, а его родитель "переводит" визуальное сообщение так: "Моему сыну (дочери) здесь будет весело и интересно заниматься".

"Фотографии кабинетов и здания школы важны. Но центральное место на сайте школы должны занимать люди, - соглашается Павел Гуров. - Однако не надо выкладывать фото заслуженных педагогов в стиле "на паспорт". Пусть учителя будут сфотографированы в максимально неформальном ключе - в карнавальном костюме со школьного бала, во время похода с классом. Педагоги должны выглядеть естественно и вызывать доверие у пользователя Интернета. Краткого описания под фото их квалификации будет достаточно, чтобы подкрепить это доверие фактами".

Сайт с общением без границ

Что еще нужно пользователю, который "выбирает глазами"? Ребенку и его родителям всегда интересно знать, с кем он будет учиться или уже учится. Поэтому социальная мини-сеть, встроенная в сайт школы, станет огромным преимуществом. Предоставьте доступ к общению на сайте абсолютно всем учащимся (посредством регистрации). Пусть каждый ученик получит возможность выкладывать в свой профиль фотографии, комментировать материалы, обсуждать новости школьной жизни.

"Возможности для общения целевой аудитории - еще один важнейший критерий успешного интернет-ресурса. Когда эту функциональность предлагают заказчикам - образовательным учреждениям, они почему-то соглашаются на нее только в контексте общения родителя с педагогическим составом, да и то через электронный дневник, - рассказывает Даниил Силантьев. - У представителей учреждений существует некий страх относительно того, что именно будут выкладывать в Сеть учащиеся и родители, что они станут там писать".

Итак, задачу создания на сайте площадки для общения целевой аудитории можно решить следующим образом.

1. Предоставьте абсолютно всем пользователям возможность регистрации на сайте и ведения своего микроблога. Таким образом, все участники образовательного процесса смогут общаться друг с другом напрямую: родители - с учителями, руководством школы, между собой, а дети - с учителями, друг с другом и родителями.

2. При необходимости ограничьте доступ учеников к темам "16+", создав закрытые форумы для взрослой аудитории.

3. Ведите контроль за появлением сообщений нежелательного содержания, выкладываемых учащимися на сайт. Это можно сделать посредством модерации.

Новости - путеводитель по сайту школы

"Отдельное внимание необходимо уделить проектированию раздела новостей на сайте образовательного учреждения, - считает Павел Гуров. - На большинстве российских интернет-ресурсов новости совершенно не оправдывают свое название: огромные, перегруженные различной информацией отчетные тексты, которые устаешь пролистывать компьютерной мышкой. Такие новости только утомляют пользователя".

То, что новости должны регулярно обновляться и легко читаться, - в интернет-маркетинге ни для кого не секрет. Простые предложения, не перегруженные подчинительными конструкциями, краткие и емкие заголовки до 70 печатных знаков не просто комфортно читать. Это еще и повышает результативность работы поисковых систем с конкретным сайтом - его легче найти и вывести в топ новостей браузеров. Но для сайта общеобразовательного учреждения новости играют еще более важную роль.

"Большинство заказчиков считает, что новости имеют исключительно функцию информирования о каких-либо событиях, - поясняет Даниил Силантьев. - Однако на успешном сайте новости являются еще и своеобразной системой указателей на те возможности, которые предоставляет интернет-ресурс".

Для сайта общеобразовательного учреждения этот факт имеет принципиальное значение. Основная задача такого ресурса - дать исчерпывающую информацию об учебном процессе, а никак не реклама возможностей ресурса. Но тем не менее, чтобы быть успешной и конкурентоспособной в Сети, площадка должна рекламировать свои преимущества. Сделать это ненавязчиво помогут новости.

"Конструируйте данный раздел таким образом, чтобы новости вели вглубь сайта, - рекомендует Павел Гуров. - Расставляйте гиперссылки, ведущие к информации, которую вам важно и нужно подчеркнуть: вот здесь у нас фотоотчет с педагогического совета, здесь - форум и обсуждение результатов ЕГЭ за 2013 год, а здесь - блоги наших лучших учеников".

Выстроив такую систему, можно легко управлять вниманием пользователя и ориентировать его на информацию, которую нужно показать в текущий момент. Новости также могут перенаправлять аудиторию на сопутствующие интернет-ресурсы общеобразовательного учреждения - микроблог в "Твиттере", группу во "ВКонтакте", страницу в Facebook.

"Идея продвигать не отчетность, а положительные эмоции и возможности - это залог успеха сайта, а акцент на визуальные образы, возможности общения и удобный новостной навигатор - составляющие этого успеха, - резюмирует Даниил Силантьев. - При подобной архитектуре сайта, в принципе, не имеет значения, на какой платформе он создан. Такой сайт непременно будет успешен у своей аудитории".