Учет расходов на уборку и благоустройство территории

С приходом теплых и солнечных весенних дней у всех без исключения учреждений возникает необходимость приведения в порядок прилегающей и закрепленной за ними территории. Данные работы требуют материальных и трудовых затрат. У некоторых учреждений есть возможность самостоятельно проводить работы по уборке и благоустройству территории, другие учреждения привлекают для этого сторонние организации. В статье рассмотрим, какие расходы может понести учреждение при организации указанных работ и как следует отражать названные расходы в бухгалтерском учете.

Обязанность по уборке территории

Обязанность содержания в чистоте прилегающих к границам зданий территории и ограждений, а также внутренних производственных территорий на всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории муниципальных образований, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства возложена муниципальным законодательством. Как правило, на муниципальном уровне разрабатываются правила по благоустройству. Например, Положение по обеспечению санитарного содержания и благоустройства территории городского поселения Воскресенск от 05.05.2009 N 56/НА утверждено Решением Совета депутатов городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области от 30.04.2009 N 216/34.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципалитетов, в свою очередь, опираются на требования пожарной безопасности (Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности") и санитарные правила и нормы (СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88). Их разработка осуществляется тоже в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613.

Стоит отметить, что за соблюдением законодательства в данной сфере следят противопожарные и санитарно-эпидемиологические службы, а также административно-технические инспекции, которые имеют право административного воздействия в рамках КоАП РФ.

Кем осуществляются работы по уборке и благоустройству

Работы по благоустройству и уборке прилегающей территории могут осуществляться и собственными силами учреждения, и путем привлечения сторонних организаций. Если у учреждения имеются значительные трудовые ресурсы и необходимая техника и инвентарь, то названные работы могут быть выполнены без сторонней помощи, но затраты при этом однозначно возникнут. Возможен другой вариант: для выполнения работ разово или на постоянной основе привлекаются сторонние исполнители в рамках обычного гражданско-правового договора или аутсорсинга, когда непрофильные функции учреждения в рамках частно-государственного партнерства перекладываются на внешних исполнителей (подрядчиков). В основном аутсорсинг применяется именно в отношении уборки учебных и служебных помещений, территорий, охраны, технического обслуживания зданий, юридических услуг.

Обратите внимание, что заключать такие договоры казенным и бюджетным учреждениям следует с учетом требований и при соблюдении всех необходимых процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Автономные же учреждения вправе заключать договоры с внешними исполнителями в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Данные работы могут быть выполнены в рамках договора подряда (гл. 37 ГК РФ) или в рамках договора на возмездное оказание услуг (гл. 39 ГК РФ).

Финансирование расходов

Источниками финансирования расходов при реализации указанных функций внешними исполнителями могут выступать бюджетные средства и субсидии, предусмотренные на развитие учреждений, а также собственные средства учреждений (средства от оказания платных услуг, доходы от иной приносящей доход деятельности, безвозмездные поступления и др.).

Основные расходы на работы, связанные с содержанием нефинансовых активов в чистоте, в том числе на вывоз снега, мусора, твердых бытовых отходов, согласно Указаниям N 65н будут относиться на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. Расходы на эти цели должны быть предусмотрены в зависимости от типа учреждения бюджетной сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Бухгалтерский учет операций, связанных с уборкой и благоустройством

Особенности бухгалтерского учета в различных ситуациях, связанных с проведением уборки и благоустройства территории, рассмотрим на конкретных примерах.

Пример 1

Казенное учреждение заключило с подрядной организацией гражданско-правовой договор на проведение работ по уборке прилегающей к административному зданию территории, закрепленной за ним на праве оперативного управления. Стоимость работ по договору составила 15 000 руб. Расходы на эти цели предусмотрены бюджетной сметой. Оплата производится по факту на основании акта выполненных работ.

В бюджетном учете казенного учреждения данные факты хозяйственной жизни будут отражены в соответствии с Инструкцией N 162н следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Подписан акт выполненных работ по уборке территории

1 401 20 225

1 302 25 730

15 000

Произведена оплата по договору за выполненные работы по уборке

1 302 25 830

1 304 05 225

15 000

Пример 2

Бюджетное учреждение организовало уборку прилегающей территории собственными силами. Для этого были приобретены 50 пар рабочих перчаток (на сумму 1 000 руб.) и мешки для мусора (на сумму 500 руб.) через подотчетное лицо. Данные материальные запасы выданы сотрудникам. Использование материальных запасов отнесено на общехозяйственные расходы учреждения. Для вывоза собранного мусора учреждение заключило со сторонней транспортной организацией договор о предоставлении грузового транспортного средства. Стоимость услуги составила 3 000 руб. Договором предусмотрена 100%-я предоплата. Все расходы произведены за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.

Согласно Указаниям N 65н расходы на приобретение рабочих перчаток и мешков для мусора будут относиться на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, а расходы по договору о предоставлении транспорта - на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.

Выдача материалов будет производиться на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные операции будут отражены в соответствии с Инструкцией N 174н следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету приобретенные через подотчетное лицо рабочие перчатки и мешки для мусора (1000 + 500) шт.

4 105 36 340

4 208 34 660

1 500

Выданы рабочим перчатки и мешки для мусора

4 109 80 272

4 105 34 440

1 500

Произведена предоплата по договору за предоставление транспорта

4 206 22 560

4 201 11 610

3 000

Начислены расходы на оплату транспортных услуг

4 109 80 222

4 302 22 730

3 000

Произведен зачет авансового платежа за транспортные услуги

4 302 22 830

4 206 22 660

3 000

Пример 3

Автономное учреждение организовало собственными силами работу по уборке и благоустройству прилегающей территории. На мероприятия, связанные с уборкой и благоустройством, учреждение понесло следующие расходы:

- на необходимый уборочный инвентарь (служит не более года) - на сумму 5 000 руб.;

- на рабочие рукавицы, перчатки и пакеты для мусора - на сумму 2 000 руб.;

- на ГСМ для заправки транспорта, вывозящего мусор, - на сумму 3 000 руб.;

- на саженцы кустарников - на сумму 7 000 руб.;

- на рассаду однолетних цветов для высадки в цветники - на сумму 5 000 руб.

Также был заключен гражданско-правовой договор со специалистом-озеленителем, который занимался высадкой кустарников и цветов. Заработная плата по договору составила 10 000 руб., начисления на оплату труда - 2 710 руб. (страховые взносы в ПФР (22%) - 2 200 руб., страховые взносы в ФФОМС (5,1%) - 510 руб.). Расчет с озеленителем произведен наличными денежными средствами по окончании работы. Инвентарь, рукавицы, перчатки и пакеты приобретены по безналичному расчету с поставщиком. Саженцы, рассада и ГСМ приобретены через подотчетных лиц. Все расходы произведены за счет средств от приносящей доход деятельности.

В силу Указаний N 65н все поименованные выше расходы (за исключением тех, что произведены по договору с озеленителем) будут относиться на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Статью расходов на проведение работ по озеленению следует согласовать с учредителем и органом казначейства, осуществляющим кассовое обслуживание учреждения, так как данные расходы в Указаниях N 65н прямо не поименованы. По мнению автора, они могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" или на подстатью 226 "Прочие работы, услуги". В нашем примере рассмотрим оплату расходов на озеленение по подстатье 225.

Следует обратить внимание, что озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории предприятий и организаций (многолетние деревья и кустарники) в соответствии с ОКОФ (18 0000000) необходимо учитывать в составе основных средств.

Капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения нужно ежегодно включать в состав основных средств в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 43 Инструкции N 157н ). Как самостоятельные объекты учета нефинансовых активов, они принимаются к учету в составе основных средств по счету 0 101 38 000 "Прочие основные средства - иное недвижимое имущество учреждения".

В бухгалтерском учете автономного учреждения данные операции будут отражены согласно Инструкции N 183н таким образом:


Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принят к учету уборочный инвентарь

2 105 36 000

2 302 34 000

5 000

Приняты к учету перчатки, рукавицы и пакеты для мусора

2 105 36 000

2 302 34 000

2 000

Приняты к учету ГСМ

2 105 33 000

2 208 34 000

3 000

Списаны ГСМ на общехозяйственные расходы

2 109 80 272

2 105 33 000

3 000

Приобретены саженцы кустарников

2 105 36 000

2 208 34 000

7 000

Приобретена рассада цветов

2 105 36 000

2 208 34 000

5 000

Выданы рабочим перчатки, рукавицы и пакеты для мусора

2 109 80 272

2 105 36 000

2 000

Сформирована первоначальная стоимость кустарников, приняты к учету кустарники в составе ОС

2 106 31 000

2 101 38 000

2 105 36 000

2 106 31 000

7 000

Списана стоимость цветочной рассады

2 109 80 000

2 105 36 000

5 000


Отдельно приведем корреспонденцию счетов по оплате договора с озеленителем. Отметим, что в силу ст. 208-209 НК РФ с выплат по гражданско-правовому договору в пользу исполнителя необходимо удержать НДФЛ.


Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена оплата по договору с озеленителем

2 109 80 225

2 302 25 000

10 000

Удержан НДФЛ с оплаты по договору (10 000 руб. х 13%)

2 302 25 000

2 303 01 000

1 300

Начислены страховые взносы в ПФР

2 109 80 225

2 303 10 000

2 200

Начислены страховые взносы в ФФОМС

2 303 07 000

510

Перечислен НДФЛ в бюджет

2 303 01 000

2 201 11 000

1 300

Перечислены страховые взносы в ПФР

2 303 10 000

2 201 11 000

2 200

Перечислены страховые взносы в ФФОМС

2 303 07 000

510

Выдана озеленителю оплата по договору (10 000 - 1 300) руб.

2 302 25 000

2 201 34 000

8 700


* * *

В статье рассмотрено, какие расходы может нести учреждение при выполнении работ по уборке и благоустройству прилегающей территории. Варианты могут быть различные. Все зависит от того, какие именно работы выполняются и кем. Учреждению стоит планировать предстоящие расходы и закладывать в смету или план ФХД необходимый объем денежных средств на те статьи расходов, которые могут быть задействованы при выполнении поименованных выше работ.