По нашему мнению, администрация муниципального образования обязана удовлетворять заявление, так как факт передачи служебного помещения в муниципальную собственность и пользование лицом указанным имуществом по договору социального найма свидетельствуют о том, что указанное лицо имеет право на получение жилого помещения в собственность в порядке приватизации, а отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении общежития из специализированного жилищного фонда не свидетельствует о невозможности осуществления лицом права на приватизацию. Обоснование: Право граждан РФ на приватизацию предоставлено Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее — Закон N 1541-1). Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений (ст. 1 Закона N 1541-1). В силу ст. 2 Закона N 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом N 1541-1, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. На основании ст. 4 Закона N 1541-1 служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона N 1541-1). В соответствии со ст. 18 Закона N 1541-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). В вопросе 21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года" указано, что служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. При этом в судебной практике сформировалась позиция, что отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами п
рав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа. Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании ст. 2 Закона N 1541-1 (см. Определения Верховного Суда РФ от 14.05.2013 N 5-КГ13-18, от 17.12.2013 N 46-КГ13-5, Апелляционные определения Московского городского суда от 14.01.2014 по делу N 33-737, Самарского областного суда от 20.01.2014 по делу N 33-434/2014, Тульского областного суда от 14.11.2013 по делу N 33-2856, Верховного суда Чувашской Республики от 26.08.2015 по делу N 33-3580/2015). Таким образом, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. На основании изложенного считаем, что администрация муниципального образования обязана удовлетворить заявление физического лица о передаче в порядке приватизации относящегося к муниципальному жилищному фонду жилого помещения (комнаты в общежитии), которым физическое лицо пользовалось на условиях социального найма.

В администрацию муниципального образования обратилось физическое лицо с заявлением о передаче в порядке приватизации относящегося к муниципальному жилищному фонду жилого помещения (комнаты в общежитии), которым физическое лицо пользовалось на условиях социального найма (и в котором фактически проживало). Обязана ли администрация удовлетворять указанное заявление при условии, что указанное недвижимое имущество было первоначально предоставлено физическому лицу как служебное помещение, которое принадлежало государственному предприятию, впоследствии недвижимое имущество было передано в собственность органу местного самоуправления и на момент обращения физического лица отсутствовало решение органа местного самоуправления об исключении общежития из специализированного жилищного фонда?